понедельник, 29 августа 2016
Это вторая серия последнего, 13 сезона телесериала «Пуаро Агаты Кристи» с Дэвидом Суше, вышедшая в эфир 23 октября 2013.
Синопсис:
Спустя много лет Пуаро наконец-то вновь встречается со старыми друзьями — капитаном Гастингсом, помощником комиссара Джеппом и мисс Лемон. Заручившись поддержкой своих старых друзей, Пуаро начинает новое расследование. Прямо на глазах Пуаро и Джеппа, а также сотен высокопоставленных гостей, советский гроссмейстер Иван Сарафанов загадочным образом умирает на международном шахматном матче. Всё это происходит на фоне пафосных разговоров о будущем цивилизации, которое может быть уничтожено в скором времени. Пуаро и его друзьям предстоит противостояние с опытными преступниками, имеющими цель стать правителями мира.Сюрприз ждёт нас прямо с порога: во вступительных титрах мы видим имена авторов сценария, адаптировавших роман для постановки, и это... Марк Гэтисс )
Как нетрудно догадаться, этим сюрпризы не исчерпываются. Даже если вы читали роман, вас ждут вотэтоповороты - фильм соотносится с исходником Кристи примерно так же, как сюжеты "Шерлока" соотносятся с каноном АКД )
читать дальшеСудя по дате премьеры, этот сценарий писался уже после съёмок 2 сезона "Шерлока" (май-август 2011), но до начала съёмок 3 сезона (март-август 2013). И разумеется, Гэтисс не преминул воспользоваться собственными наработками )
Повествование в романе Агаты Кристи разворачивается последовательно, как всегда, в изложении Гастингса, который был самым активным участником событий.
Фильм построен аналогично "Рейхенбаху": в первых кадрах Гастингс, сидящий на террасе своего ранчо в Аргентине, получает извещение о смерти Пуаро.
Следует сцена похорон и поминок в квартире сыщика: скорбящий Гастингс, инспектор Джепп, мисс Лемон и пустое кресло Пуаро.
![](http://i026.radikal.ru/1608/c1/9eb11858359b.png)
Дальше титры "Четыре недели назад" - и разворачивается история.
Гастингс здесь практически выведен за рамки: он появляется только в начале и конце фильма и не принимает участия в основных событиях и их расследовании. Вместо него вводится персонаж, которого не было в романе: журналист-разоблачитель, которого играет... Том Брук - Билли Уиггинс из "Шерлока"
Это чрезвычайно самоуверенный молодой человек, который пытается самостоятельно вести расследование. Именно он становится источником сведений о таинственной Большой Четвёрке: кто-то присылает ему письма, рассказывающие о тайном заговоре четырёх по захвату контроля над всем миром. Журналист считает, что Большая Четвёрка скрывается за вывеской Партии мира, занимающейся антивоенной пропагандой.
Действие происходит между первой и второй мировыми войнами, и в обществе царит тревожная атмосфера, пронизанная предчувствием грядущей катастрофы. Газеты подхватывают слухи о заговоре Четвёрки, которой приписывают крушения поездов, беспорядки, скандалы с вовлечением Министерства иностранных дел и политические убийства. Пуаро пытается выйти на след преступников, но всех, кто мог бы сообщить ему что-то, убивают одного за другим. А затем начинают пропадать и сами предположительные члены Четвёрки: американский магнат (журналист выяснил, что он разбогател на торговле оружием, продавая его Германии и её союзникам) и женщина-учёный, мадам Оливье (в фильме она не занимается вооружениями, а исследует воздействие различных лекарств на нервную систему человека). Оба они - видные члены Партии мира, лидером-основателем которой является таинственный китаец. Истерия в газетах нарастает: "Нам грозит глобальный террор!"
В конце концов Пуаро выходит на след №4 - актёра-убийцы. Тот догадывается об этом и приглашает сыщика для разговора.
Когда Пуаро приходит, гремит взрыв, и мы видим лишь обломки его трости.
![](http://67.media.tumblr.com/4b7d76f6058d36fb1a7cf914e80ffd11/tumblr_inline_o4cazjWIj41thivq0_1280.jpg)
Впрочем, Пуаро недолго остаётся "мёртвым": сразу после поминок Джепп получает от него телеграмму - сыщику нужна помощь полиции, чтобы схватить преступника.
В конце фильма Пуаро рассказывает, "как он выжил": придя на место встречи, он понял замысел убийцы и смылся за несколько секунд до взрыва, подкинув свою трость ) Просто, но достоверно. Он решил воспользоваться ситуацией и исчезнуть, чтобы выследить Номера Четыре и в свою очередь подстроить ему ловушку, что ему блестяще удаётся.
Однако бедняга Гастингс остаётся в неведении до полного завершения дела. К счастью, "воскрешение" произошло классически и обошлось без мордобоя.
![](http://s017.radikal.ru/i437/1608/80/8bd899403454.png)
![](http://s11.radikal.ru/i183/1608/26/e41b566d9e94.png)
В общем, всё довольно традиционно, за исключением одного. Как уже привычно фанам "Шерлока", развязка обнаруживает, что сюжет Кристи перевернули с ног на голову.
Номер Четыре устраивает представление для актрисы, некогда популярной, а теперь почти вышедшей в тираж. Выясняется, что 15 лет назад он был влюблён в свою партнёршу по сцене, а она отвергла его: "Ты ничего из себя не представляешь, а я хочу мужчину, которого будет помнить весь мир". Теперь его запомнят, ведь он - таинственный Номер Четвёртый, который запугал весь мир, обманул правительство, ускользнул от полиции и победил самого Пуаро. Более того, Большая Четвёрка - его выдумка. Он писал письма журналисту и совершал все убийства, искусно подводя под подозрения невинных людей. Он торжествует... и тут появляется Пуаро, живой и невредимый, в сопровождении инспектора Джеппа и журналиста.
Преступник в шоке ) Пуаро, довольно улыбаясь, говорит ему: "Это были лишь дым и зеркала". ("Невеста"!)
Далее Пуаро и убийца соревнуются друг с другом в пафосных речах:
- Мир на грани страшной катастрофы. И что стоит за всем этим? Кто раздувает вражду до всемирных масштабов? Какой-то жалкий кукловод угрожает ввергнуть мир в войну. И всё это просто театр. Большая Четвёрка не существует. Она только в больном воображении одного человека, который обратил бы весь мир в хаос из-за своей неудовлетворённой страсти. Ради женщины, которая отвергла его много лет назад.
- Я управлял вами как заводными игрушками. Вами и вашей газетёнкой, распространяющей страх, смятение и панику. Реальность? Кто может сказать, где заканчивается фантазия и начинается реальность? (Хорошо звучит. Очень актуально.)
Автор этой меты, которая и сподвигла меня на пересмотр фильма, находит много параллелей между "Большой Четвёркой" и "Шерлоком". Связь с Китаем, американские деньги, тайное общество, "роковые" женщины, которые оказываются всего лишь марионетками в игре человека, который держится в тени, но хочет, чтобы его запомнил весь мир. Приглашение на ужин, которое было отвергнуто. Всё начинается с писем от "давнего поклонника", а потом люди умирают или оказываются похищенными. Пуаро приходит в голову, что в этом деле есть что-то театральное. Сцена готова, занавес поднят.
"Организация, настолько беспощадная, что не колеблясь уничтожит любого, кто стоит на её пути", которая оказывается одним человеком.
"Начало долгой, долгой игры ... битва умов... смерть придёт и драконы будут пировать... скелеты в шкафах... и тогда король должен пасть" (цитаты из фильма)
"Убийца - человек, которого всякий мог видеть, но никто не заметил, потому что он был слишком обыкновенным".
"Фанат... анонимный поклонник... актёр, и чертовски хороший... человек, который обожал фанфары и театральность. Человек, который любил быть драматичным и создал иллюзию" (цитаты из фильма)
![](http://66.media.tumblr.com/154560124d3810327c88485804b782fb/tumblr_inline_o495cyMnpe1thivq0_1280.jpg)
![](http://s019.radikal.ru/i641/1608/65/b621ef8a98fb.png)
"Мальчик-сирота, бедный, обделённый любовью, который был отправлен к дяде - нелюдимому отшельнику, с которым он не мог поладить" (видимо, это, по мнению автора меты, может оказаться бэкграундом Мориарти)
Что-то из этого хорошо подмечено, что-то выглядит надуманным.
Я, в свою очередь, нашла там и другие параллели, даже более очевидные.
"Мы с вами похожи больше, чем вы думаете, Пуаро".
"Если она не будет моей, мы все умрём, озарённые славой".
Есть даже примитивная визуализация майнд паласа Пуаро, который командует себе: "Думай!" ))
![](http://s017.radikal.ru/i428/1608/56/494efc146a9a.png)
Но самое главное - я, кажется, поняла, откуда к моффиссам пришла идея той сцены с "Кровавой Мэри"-убийцей )
После обмена пафосными речами, когда с убийцей, как кажется, покончено, он, как это обычно бывает в кино, внезапно бросается на инспектора, вырывает у него пистолет и, угрожая им, заводит бомбу, спрятанную в часах. Он хочет убить и себя, и всех остальных. Но Пуаро говорит ему:
"Вы не сделаете этого, месье Уолли. Ради любви одной женщины. Вы не отправите её в могилу, Альберт Уолли. Вы не сможете".
![](http://s017.radikal.ru/i421/1608/d8/e5be79f7fee2.png)
"Нет, миссис Уотсон. Вы не сделаете этого".
![](http://s020.radikal.ru/i717/1608/23/7f90327e8b7a.png)
И Уолли опускает пистолет. И выключает механизм бомбы.
![](http://kissthemgoodbye.net/sherlock/albums/s3/e03/Sherlock_S03E03_1080p_kissthemgoodbye_net_1939.jpg)
А потом внезапно поворачивается к Пуаро и наводит на него пистолет:
"Вы всё испортили! Невыносимое ничтожество. Но я - Номер Четыре! Слышите? Разрушитель. Сама смерть!"
Он готов выстрелить, но в этот момент в игру вступает Билли... то есть журналист, который что-то там поворачивает, и на убийцу обрушивается декорация. Он мёртв.
Если пойти ещё дальше и обратиться к роману, то мы увидим, что там перед взрывом Пуаро и Гастингса стерегла женщина (с пистолетом, да). Все должны были погибнуть.
И она же спасла их - когда Пуаро открыл ей, что нашёл и спас её ребёнка, которого она считала умершим, она вывела их через тайный ход за минуту до взрыва.
Параллели очевидны, но всё, по обыкновению, так двоится и путается, что вряд ли можно делать какие-то прогнозы. Зеркала и дым...
Интересно, что "Билли"-журналист выполняет в этом фильме роль "простоватого напарника", которая обычно отводится Гастингсу. Он пытается держаться с Пуаро на равных и вести собственное расследование, но оказывается одураченным с самого начала. Однако именно он спасает жизнь Пуаро.
Ещё более интересно, что "неожиданная разгадка" была озвучена в самом начале фильма (тот самый кадр с именами Гэтисса и Халларда). Журналист пытается привлечь внимание властей к Большой Четвёрке, но в ответ слышит скептическое:
"Тайное общество? Зловещие планы мирового господства? Это в духе Бульдога Драммонда. Идея о том, что есть некая организованная сила, управляющая миром, свойственна параноикам".
"Мы вам сказали... но слушали ли вы?"
@темы:
Sherlockomania
Но спасибо за этот разбор. Резко захотелось досмотреть недосмотренные сезоны последних лет, и, наверное, именно это и сделаю
Но давно подумываю посмотреть, что там происходит))
Может, тоже попробую, прямо с самого начала ) вдруг пойдёт? ))
Я вот Доктора так попробовала, с первого сезона. очень скептически была настроена. но пошло на удивление, прямо так понравилось даже! ))
И это великая коммуналка. Капальди и Экклстон - только вершина айсберга