Под катом довольно подробное описание того, что происходит в каждой из пяти повестей, составляющих цикл о Патрике Мелроузе.
читать дальшеВ первой части, "Ничего страшного", описана предыстория - несколько дней из жизни семьи Дэвида Мелроуза и его друзей.
Дэвид Мелроуз, садист и насильник, годами вымещал свою злобу и глубокую неудовлетворённость собственной жизнью в грубых издевательствах над безответной женой и маленьким сыном, а мать Патрика, полностью равнодушная к собственному ребёнку, зациклилась на своей жертвенности и находила какое-то извращённое упоение в подчинении самым диким и жестоким выходкам мужа, которые становились всё более чудовищными, пока наконец под угрозой не оказалась её жизнь, и ей пришлось спасаться бегством.
Для Патрика Мелроуза следствием этого стало постоянное чувство тревоги, невозможность обрести личностную идентичность и цельность, тяжелейшая бессонница, приступы расщепления сознания - первый из них случился, когда пятилетнему ребёнку пришлось пережить избиение и изнасилование со стороны собственного отца. Он тогда почувствовал, что покинул собственное тело - защитная реакция, позволяющая отрешиться от ужаса происходящего. (Патрику было восемь лет, когда после развода родителей он наконец был вырван из-под неограниченной власти отца-монстра, что мы узнаем из последующих частей.)
Вся вторая часть, "Плохие новости", описывает попытки 22-летнего Патрика заглушить это наркотиками, но ему становится всё хуже: "Беда в том, что он всегда хотел дозу, словно хотел выбраться из инвалидного кресла посреди охваченной огнём комнаты". После больших доз героина его сознание расщепляется, и голоса в голове начинают вести бесконечные споры, сводящие его с ума.
В самом начале повести ему сообщают, что его отец умер:
"- Мне жаль, что я принёс такую плохую новость, - сказал Джордж. - В это трудное время тебе понадобится всё твоё мужество.
И это была плохая новость? Возможно, ему потребуется всё его мужество, чтобы не пуститься в пляс посреди улицы и не расплываться в слишком широкой улыбке".
Позже ему приходит в голову: "Отчего умер его отец? Он забыл спросить".
Ему предстоит поездка в Нью-Йорк, чтобы забрать из морга прах отца. Действие повести происходит в течение этих нескольких дней (что характерно для всех повестей, кроме четвёртой). Патрик пытается справиться с затапливающими его сложными чувствами, и поездка оборачивается очередным наркотическим загулом, описанным во всех подробностях, который ставит его на грань сумасшествия. Он решает по возвращении отправиться в клинику, чтобы завязать с наркотиками, полагая, что теперь, когда отец мёртв, он почувствует облегчение.
Действие третьей повести, "Некоторая надежда", происходит восемь лет спустя. В центре повествования светский приём одной из старых знакомых семьи Патрика, куда он приглашён. Перед вечеринкой он наконец решается рассказать своему другу, детскому психотерапевту, о пережитом в детстве насилии. Сейчас ему тридцать, он учится на адвоката и пытается найти какие-то опоры в жизни. В этой части самого Патрика сравнительно мало, в основном фигурируют представители британского высшего света, включая принцессу Маргарет, и вся повесть представляет собой самую беспощадную сатиру на аристократические круги.
Четвёртая часть, "Молоко матери" (или "С молоком матери", что кажется мне более удачным переводом) - самая удивительная и поэтичная.
В отличие от остальных частей, здесь действие разворачивается на протяжении четырёх лет (2000-2003), хотя из каждого года по-прежнему описывается только несколько августовских дней.
Патрику Мелроузу около сорока, и хотя его отец давно мёртв, а мать прикована к инвалидному креслу, он до сих пор пытается избавиться от разъедающей его душу ненависти и обиды. Его мать, которая после развода с головой бросилась в заботу о всех страждущих, за исключением своего единственного ребёнка, постепенно впадает в маразм, но перед этим успевает передать все свои деньги и недвижимость в некий благотворительный "Транснациональный фонд", возглавляемый наглым мошенником Шеймусом. Патрик, живущий на невысокие доходы адвоката, вынужден ютиться с семьёй в крохотной лондонской квартирке, а теперь их изгоняют даже из дома его матери на южном побережье Франции, где они с детьми проводили каждый август.
Патрик изо всех сил стремится к тому, чтобы прервать цепочку жестокости и насилия, переходящую из поколения в поколение, и защитить своих детей от повторения своей судьбы. Он женат на прекрасной женщине, их супружеская пара представляет собой полную противоположность его родителям. Их маленькие сыновья растут в атмосфере, сочетающей самую нежную заботу и свободу. Оба мальчика необыкновенно умны и не по годам мудры - из тех, кого англичане называют "древними душами". Но Патрик по-прежнему не чувствует себя счастливым. Его жена после рождения второго ребёнка полностью поглощена малышом, который постепенно вытесняет его даже из супружеской спальни. При всей любви к жене и детям Патрик снова начинает ощущать себя заброшенным и ненужным, и когда появляется одна из его бывших любовниц, он не может противостоять желанию найти краткое утешение в её объятиях. Он всё чаще прибегает к алкоголю, и его брак на грани распада.
Между тем его мать требует, чтобы её перевели из французской лечебницы, где она постоянно находится, в лондонскую, содержание в которой Патрик вынужден оплачивать из своих доходов, в то время как всё немалое состояние матери уплыло в "Транснациональный фонд". Шеймус, заполучив контроль над деньгами, отказывается поддерживать свою благотворительницу. Несмотря на злость, Патрик не может устоять и уступает всем просьбам матери, которая теперь умоляет его помочь ей уйти из жизни, чтобы избавиться от мучений. После долгих колебаний он в конце концов организует ей дорогостоящую поездку в Швейцарию, где проводят эвтаназию, но в последний момент она внезапно отказывается ехать. Патрик чувствует, что больше не в силах этого выносить, и отказывается её посещать.
Она умирает через два года, в течение которых её изредка навещали только жена и старший сын Патрика. Сам он теперь живёт отдельно от них. После месяца в реабилитационной клинике он избавился от алкогольной зависимости и навязчивых суицидальных мыслей. Действие последней повести под названием "Наконец-то" в основном происходит на похоронах и поминках его матери. Лишь после её смерти он чувствует себя свободным и решает попытаться вернуться к семье. В конце концов он приходит к видению своих родителей как прежде всего бесконечно несчастных людей, с детства искалеченных жизнью, и находит в себе силы простить их.
Патрик Мелроуз Эдварда Сент-Обина
Под катом довольно подробное описание того, что происходит в каждой из пяти повестей, составляющих цикл о Патрике Мелроузе.
читать дальше
читать дальше